Реставраторы Новгородского музея подтвердили подлинность иконы Николы Корельского

Anxious Albatross

Проверенный
Сообщения
127
Реакции
0
FOMoney
0
После четырёх лет исследований установлено: в фондах Новгородского музея-заповедника находится подлинный чудотворный образ, некогда принадлежавший Николо-Корельскому монастырю, древнейшему духовному центру Русского Севера, стоявшему на берегу Белого моря — в северном пределе Новгородской земли. Об этом сообщает пресс-релиз музея, поступивший в редакцию.
По преданию, обитель, основанную в начале XV века св. Евфимием Корельским (но, возможно, и ранее), возобновила после разорения новгородская боярыня Марфа Посадница в память о двух сыновьях, погибших в Белом море. Со временем монастырь стал духовным и торговым центром Русского Севера — «портом Святого Николая», воротами России в Европу.
Его судьба была трагична: монастырь неоднократно разорялся — сначала норвежцами в XV веке, затем временем и запустением. В XX веке на его месте выросло судостроительное предприятие «Севмаш». Древние храмы превратились в производственные корпуса, а иконы и реликвии, как казалось, были утрачены навсегда.
Однако в 1960 году в фонды Новгородского музея поступила икона Святителя Николая с серебряным окладом и надписью:
«В 1665 году 1 декабря по повелению митрополита Великого Новгорода и Великих Лук Питирима Николы Чудотворца Корельского был украшен серебряным басменным окладом».
Эта надпись стала отправной точкой нового этапа исследований.
Житийный образ Святителя Николая поступил в музей из упразднённой церкви Спаса Преображения в селе Спас-Пископец Новгородского района.
Известно, что в XIX – начале XX века икона находилась в церкви Архиепископа Иоанна, устроенной в 1820-е годы во Владычной палате Новгородского кремля. Впервые она упомянута в «Описании Новгородского архиерейского дома» архимандрита Макария (1857), где указывается, что икона располагалась на северной стене паперти над входом в Готический зал Владычной палаты.
Под руководством художника-реставратора Лилии Васильевой и хранителя фонда древнерусской живописи Юлии Комаровой икона прошла полный цикл исследований и реставрационных работ.
Под слоями поздней живописи и потемневшего лака специалисты обнаружили фрагменты авторского письма XVI века. Икона написана на трёх досках северной сосны, что подтверждает её происхождение с Русского Севера.
Историки связывают появление иконы в Новгороде с именем митрополита Никона, будущего патриарха всея Руси. По летописным свидетельствам, во время плавания к Соловкам Никон попал в сильную бурю у берегов Николо-Корельского монастыря и чудом остался жив.
В знак благодарности он повелел перевезти чудотворный образ в Новгород, где икона была украшена серебряным окладом и помещена во Владычную палату — над входом в главный зал, где принимали послов и духовных владык.
Сегодня икона Николы Корельского всё ещё находится в реставрации, однако её происхождение и историческая ценность уже не вызывают сомнений.
Это единственная сохранившаяся святыня Николо-Корельского монастыря — редчайшее свидетельство духовной и исторической связи Великого Новгорода с Русским Севером.
«В таких совпадениях и чудесах есть особый смысл, — отмечает Юлия Комарова. — Как будто сама икона захотела напомнить о себе именно тогда, когда пришло её время. Ведь память живёт, пока мы к ней прислушиваемся».

Продолжить чтение...
 

Кто просматривает эту тему (Всего: 0, Пользователей: 0, Гостей: 0)

Назад
Сверху Снизу