Anxious Albatross
Проверенный
В декабре 2025 года в издательстве Национального исследовательского Томского осударственного университета выходит коллективная монография «Российские университеты XVIII–XXI веков: Разрывы и преемственность».
Коллективный труд под редакцией профессора Михаила Грибовского – результат реализации исследовательского проекта, получившего поддержку Российского научного фонда.
Титульная страница монографии
Михаил Грибовский
На суд заинтересованной аудитории выносится книга, воплотившая новаторской подход к прошлому и настоящему российской высшей школы – через проблематизацию концепта континуитета университетской истории. Авторы задаются вопросом о том, что и почему в университете неизменно на протяжении веков, а что изменчиво, что, сохраняясь по форме, меняло содержание, или наоборот.
Предметом изучения в исследовании выступили университеты, возникшие в XVIII – начале XX в. как Императорские, и сохранявшие весьма заметное положение в системе высшей школы советского и постсоветского периодов. В имперский период таких университетов двенадцать. Это Московский, Санкт-Петербургский, Казанский, Томский, Саратовский, Пермский, Харьковский, Новороссийский (Одесский), Св. Владимира (Киевский), Юрьевский (Дерптский), Виленский (Вильнюсский), Варшавский университеты. Применительно к советскому и постсоветскому времени географические рамки исследования корректировались в соответствии с изменением государственных границ.
Исследование сфокусировано на следующих аспектах, формирующих несколько блоков:
I. Теория (университетская идея; университетская автономия),
II. Три роли (учебный процесс; организация научных исследований; реализация университетом «третьей роли»,
III. Акторы (статус профессора; положение студента,
IV. Университетские традиции, церемонии, ритуалы – как сквозной элемент, связующий три других блока и вытекающий из них.
Михаил Грибовский
Работа выполнена в проблемно-хронологическом ключе. Каждый из восьми выделяемых аспектов жизни Университета последовательно раскрывается, применительно к трём периодам (имперскому, советскому и российскому) и схематизируется в виде «матрицы», резюмирующей изучаемые процессы и явления, позволяющей сфокусировать внимание на разрывах и преемственности сложной университетской истории.
Авторский коллектив:
М.В. Грибовский, д.и.н., профессор Национального исследовательского Томского государственного университета
А.Ю. Андреев, д.и.н., профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Р.Р. Вахитов, к.филос.н., доцент Уфимского университета науки и технологий
И.Г. Дежина, д.э.н., руководитель департамента анализа научно-технологического развития Сколковского института науки и технологий
В.В. Расколец, к.и.н., ст. науч. сотрудник Национального исследовательского Томского государственного университета
А.А. Ромахова, магистрант Национального исследовательского Томского государственного университета
Е.А. Ростовцев, д.и.н., профессор Санкт-Петербургского государственного университета
И.В. Сидорчук, д.и.н., профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
А.О. Степнов, к.и.н., ст. науч. сотрудник Национального исследовательского Томского государственного университета
Д.В. Хаминов, д.и.н., профессор Национального исследовательского Томского государственного университета
Продолжить чтение...
Коллективный труд под редакцией профессора Михаила Грибовского – результат реализации исследовательского проекта, получившего поддержку Российского научного фонда.
Титульная страница монографии
Михаил Грибовский
На суд заинтересованной аудитории выносится книга, воплотившая новаторской подход к прошлому и настоящему российской высшей школы – через проблематизацию концепта континуитета университетской истории. Авторы задаются вопросом о том, что и почему в университете неизменно на протяжении веков, а что изменчиво, что, сохраняясь по форме, меняло содержание, или наоборот.
Предметом изучения в исследовании выступили университеты, возникшие в XVIII – начале XX в. как Императорские, и сохранявшие весьма заметное положение в системе высшей школы советского и постсоветского периодов. В имперский период таких университетов двенадцать. Это Московский, Санкт-Петербургский, Казанский, Томский, Саратовский, Пермский, Харьковский, Новороссийский (Одесский), Св. Владимира (Киевский), Юрьевский (Дерптский), Виленский (Вильнюсский), Варшавский университеты. Применительно к советскому и постсоветскому времени географические рамки исследования корректировались в соответствии с изменением государственных границ.
Исследование сфокусировано на следующих аспектах, формирующих несколько блоков:
I. Теория (университетская идея; университетская автономия),
II. Три роли (учебный процесс; организация научных исследований; реализация университетом «третьей роли»,
III. Акторы (статус профессора; положение студента,
IV. Университетские традиции, церемонии, ритуалы – как сквозной элемент, связующий три других блока и вытекающий из них.
Михаил Грибовский
Работа выполнена в проблемно-хронологическом ключе. Каждый из восьми выделяемых аспектов жизни Университета последовательно раскрывается, применительно к трём периодам (имперскому, советскому и российскому) и схематизируется в виде «матрицы», резюмирующей изучаемые процессы и явления, позволяющей сфокусировать внимание на разрывах и преемственности сложной университетской истории.
Авторский коллектив:
М.В. Грибовский, д.и.н., профессор Национального исследовательского Томского государственного университета
А.Ю. Андреев, д.и.н., профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Р.Р. Вахитов, к.филос.н., доцент Уфимского университета науки и технологий
И.Г. Дежина, д.э.н., руководитель департамента анализа научно-технологического развития Сколковского института науки и технологий
В.В. Расколец, к.и.н., ст. науч. сотрудник Национального исследовательского Томского государственного университета
А.А. Ромахова, магистрант Национального исследовательского Томского государственного университета
Е.А. Ростовцев, д.и.н., профессор Санкт-Петербургского государственного университета
И.В. Сидорчук, д.и.н., профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
А.О. Степнов, к.и.н., ст. науч. сотрудник Национального исследовательского Томского государственного университета
Д.В. Хаминов, д.и.н., профессор Национального исследовательского Томского государственного университета
Продолжить чтение...